Аналогичные черты можно наблюдать и в других статуэтках Среднего царства: фигуре жреца в туго накрахмаленном переднике и сидящего на корточках мужчины (витрина в центре зала № 2 на третьем этаже).
Время правления Аменемхета Ш и его непосредственных преемников было весьма стабильным, но конец династии знаменовался ослаблением царской власти, междоусобными войнами, вторжением в страну кочевников, известных под собирательным именем "гиксосов". Прошло более двух веков, прежде чем правители Ливанского нома, возглавив борьбу против завоевателей, вернули Египту самостоятельность. Наступил период Нового царства. Границы страны расширились. Египетские пограничные отелы находились на четвертом пороге Нила и в Дельте. В Египет привозили ценные вещи из покоренных стран: золото, слоновую кость, черное дерево, перламутр. Египтяне столкнулись с новыми для них культурными традициями и много почерпнули у народов Передней Азии, Средиземноморья, Южной Африки.
Все эти перемены отразились на жизни египтян, но в изобразительном искусстве они проявились не сразу. Скульптурные портреты царицы Хатшепсут и ее пасынка фараона Тутмеса Ш (конец первой половины II тыс. до н. э.) еще напоминают скульптуры периода Среднего царства. У входа в зал № 3 стоят сфинксы с лицом царицы Хатшепсут в парике с коршуном - символом богини Мут, и Тутмеса Ш.
Новые черты проявились в скульптуре в середине и особенно во второй половине II тыс. до н. э. Статуи становятся более нарядными и декоративными. Скульптор старательно передает длинные, со множеством складок, одежды, пышные парики, украшения.
Наиболее отчетливо новые веяния заметны в статуях и статуэтках, изваянных во время правления фараона Аменхотепа Ш, строителя храма Амона в Луксоре с грандиозной колоннадой и привратными статуями самого фараона.
Блестящим примером частной скульптуры этого времени является деревянная статуэтка юноши из Государственного Эрмитажа (зал 3, витрина 1), в которой портретность сочетается с изысканной декоративностью.
Стремление к похожести изображения особенно характерно для скульптурного портрета времени сына фараона Аменхотепа Ш - Аменхотепа IV (Эхнатона). Это был особый период в искусстве долины Нила. Борясь с фиванским жречеством, Аменхотеп IV заменил весь многочисленный пантеон египетских богов культом солнечного диска Атона и перенес столицу из Фив в Ахетатон ("Горизонт Атона"). Современное арабское название этого места - Амарна, отсюда название "амарнское искусство". В гимне Атону восхвалялась природа, пробуждающаяся в лучах восходящего солнца. Фараон называл себя поборником правды. Стремление к "правде" особенно заметно в скульптурном портрете самого фараона. Эхнатон был болезненным человекам с узкими плечами, длинной шеей и овальным вытянутым черепом (портретная голова Эхнатона выставлена в зале № 3 в витрине 1). Индивидуальные черты фараона определили характер портретного искусства всего периода; члены царской семьи, приближенные, слуги - все изображались похожими на Эхнатона.
Хотя время правления фараона-реформатора было кратким и после его смерти старые культы были восстановлены, стиль амарнского искусства еще долго сохранялся и в скульптурном портрете, и в рельефе, приобретая все большую декоративность. Это особенно заметно в статуе градоначальника Аменемхета с женой и матерью (справа от входа в зал 3). И сам градоначальник, и обе женщины одеты в длинные, со множеством складок, одежды и тщательно завитые парики. Усиление декоративности проявилось и в рельефе. Влияние амарнского искусства особенно заметно в рельефах, происходящих из гробницы военачальника Именеминета (на стене слева от входа). Портрет фараона Сети 1 из храма Осириса в Абидосе (у лифта) - яркий тому пример.
Скульптуре конца Нового царства, времени правления фараона Рамсеса II и его преемников (13 век до н. э.) присуще стремление к гигантомании в изображениях. Утверждая свою значимость, власть и бессмертие, Рамсес II и его преемники - Рамессиды - воздвигают колоссы, впечатляющие размерами, величием и силой. Статуя Рамсеса II из храма с острова Элефантина (у правой по отношению ко входу стены) изображает фараона в короне Объединенного Египта с жезлом и плетью в руках.
Рамессиды были последней могущественной династией Нового царства. В дальнейшем началось ослабление страны, которое привело к завоеванию Египта правителями Эфиопии. В скульптурных портретах этого времени заметны негроидные черты, например, в портрете фараона Тахарки (у входа в зал) и портрете жреца Ментуемхета, статуе царевны Шепенупет II в образе богини Исиды (в центре зала).
Лишь на короткий период Египту удалось вернуть самостоятельность. В 7-м веке до н. э. правители города Саиса, расположенного в Нижнем Египте, свергли Эфиопскую династию и основали новую - Саисскую. Желая подчеркнуть свою преемственность от великих предков, фараоны этой династии подражали искусству предшествующих периодов. Влияние скульптурного портрета Нового царства особенно заметно в лицах умерших на двух крышках от саркофагов; Анхнеснеферибра, "Супруги бога Амона", и визира Севера Садобека, стоящих у выхода из зала № 3. Интерес к тщательной обработке поверхности камня, присущий саисской скульптуре, наглядно проявился в двух так называемых "кубических" статуях вельможи Априеса (у щита, закрывающего вход в лифт). Этот тип статуи, известный со времени Среднего царства, изображающий сидящего на корточках человека в длинном одеянии, был особенно распространен в Саисский период из-за любви саисских мастеров к предельно обобщенным формам.
Саисской династией датируется большинство статуй и статуэток богов: статуя бога загробного царства Осириса у стены справа от входа, статуя его жены богини Исиды (рядом с ним); статуя богини - покровительницы беременных - Таурт (рядом с выходом); статуэтки бога мудрости, письма и счета Тота, почитаемого в образе ибиса или павиана; богини любви - кошки Бастет; кровожадной богини войны Сохмет (она изображалась женщиной с головой львицы); верховного бога Амона в короне из перьев; бога-карлика в львиной шкуре-покровителя женской красоты и семейного очага Беса; священной змеи-урея - символа царской власти (вое статуэтки стоят в зале № 3 в витрине № 2).
Цельность мышления, понимание природы и условности искусства позволили египтянам в зоо-антропоморфных образах богов достичь удивительного совершенства. В этой же витрине находятся фигурки священных жуков - скарабеев. На некоторых из них начертан текст "Книги мертвых", обращенный к сердцу матери умершего человека. Скарабеи или амулеты в виде сердца с написанными на них заклинаниями помещали на мумию человека, с тем чтобы во время взвешивания сердца на загробном суде амулет способствовал оправдательному приговору.
С культом мертвых связаны и статуэтки "ушебти" - ответчиков, изображаемых в виде мумии. По представлению египтян, они должны были вместо покойного работать на загробных священных полях. На многих ушебти начертаны имена их владельцев (зал № 3, витрина № 2).
Время Саисской династии было последним периодом самостоятельности египетского государства, после чего долина Нила подверглась ассирийскому и персидскому завоеваниям.
В 332 году до н. э. в Египет вошли войска Александра Македонского, а после его смерти страной правили цари из династии Птолемеев. Сохраняя древнюю религию и старые образы, египтяне нашли для них новые стилистические формы. Типичный пример пластики этого времени - гранитная статуэтка женщины в длинном парике (слева от входа в зал № 3). Согласно египетской традиции, женщина показана с выставленной вперед ногой, руки плотно прижаты к телу, но трактовка формы стала более мягкой, пластичной. Эти же черты наблюдаются и в статуе жреца в длинном одеянии (слева от входа) (голова жреца, приделанная в XVIII в. н. э., исполнена в том же стиле).
Под влиянием греческой пластики созданы две фигуры льва из храма фараона Нектанеба I (у входа в зал). Во время могущества римских императоров статуи были перевезены из Египта в Рим. Они обнаружены археологами в храме Исиды в Риме (подлинники хранятся в музее Ватикана).
Особое место в творческом процессе египетских скульпторов эллинистического периода занимают скульптурные модели. Сделанные опытными мастерами, они не только способствовали сохранению традиций и канонов, но и являлись "учебными пособиями" для учеников, Для соблюдения пропорций мастер наносил сетку на рельеф или на четыре стороны будущей скульптуры. Особенно часто делали скульптурные модели иероглифов, так как они органически входили в изображение (на стене справа от входа).
После превращения в I веке до н. э. Египта в римскую провинцию в долине Нила распространилась римская культура, в искусстве стали преобладать черты, присущие римской монументальной скульптуре. Две статуи (слева от лифта) изображают идущих мужчин с традиционно выдвинутой вперед ногой, но облаченных в римский гиматий и с характерной для римлян прической.
Египетские черты в искусстве сохранялись до распространения в долине Нила христианства в первых веках н. э.
Начало - в Зале 1.