ГМИИ им. А.С. Пушкина | Музейный центр РГГУ

Формы работы Коллекция Посетителям

Новости ГМИИ им. А.С. Пушкина

Новости Музейного центра РГГУ

Конференции

Выставка "Не умирай, сокровище мое...". Фотографии "из чемоданчика" концертмейстера Елены Скаткиной

Выставка "Не умирай, сокровище мое...". Фотографии "из чемоданчика" концертмейстера Елены Скаткиной

Рубрика: Новости Музейного центра РГГУ

17 марта 2011 года состоялось открытие выставки "Не умирай, сокровище мое...". Фотографии "из чемоданчика" концертмейстера Елены Скаткиной.

Показать/скрыть полный текст

Некоторое время назад в руки студента ВШР Максима Кишкина попал чемодан с чердака старинного дома в Трубниковском переулке, полный фотографий разных людей, оставивших на них свои автографы – дарственные надписи, адресованные одному и тому же лицу. Многие из посвящений имеют дату – 1926 год. Самая поздняя – 1937. Далеко не все персонажи были известны Максиму, но имена некоторых впечатляли. Немирович-Данченко, Книппер-Чехова, Любовь Орлова… Портреты в разных ракурсах, эффектных позах, соответствующих стилю того времени… Все – артисты? И Максим Кишкин отправился по следу: Художественный театр. Музыкальный театр Немировича-Данченко. Ответы были неопределенными – слишком разношерстная группа дарителей. Неясен был и адресат этих надписей: «Дорогая Елена Андреевна…».

Выставочный проект представляет результаты многомесячных поисков, в проведении и обсуждении которых участвовали студенты ВШР.  Как реставраторы они не коснулись материала – не только потому, что еще не вполне владеют  профессиональными навыками – среди студентов есть уже и работающие в реставрации люди. Но главным образом из-за того, что в музее театра они узнали о предпочтении получать в свои фонды еще не реставрированные работы (не все сейчас владеют приемами именно музейной реставрации!). Поэтому фотографии экспонируются на нашей выставке в оригинальном виде – как они были найдены.

А вот сведения о персонажах во многом прояснены.

Адресатом подаренных портретов оказалась Елена Андреевна Скаткина, концертмейстер Музыкального театра (сейчас Московский академический Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко), аккомпанировавшая многим певцам, помогавшая готовить их выступления. Так и собиралась коллекция автографов благодарных артистов, даривших свои портреты – на память. Особенно знаковым был 1926 год, которым датируется большинство фотографий. Именно в этом году состоялась гастрольная поездка Музыкального театра в США – буклет о спектаклях сохранился и его также можно видеть на выставке (благодарим Анну Викторовну Смирину, зав. музеем театра). Эта поездка последовала за триумфальными гастролями МХТ, она примечательна и таким фактом, что после нее Немирович-Данченко остался в Америке еще на целый год. Остались там навсегда и некоторые артисты. Максиму удалось проследить их путь в Голливуде. О других объединенных в этой группе людях, об их «службе на театре», о деятелях театральной эпохи, связанной с этими людьми, он собрал фильмы, телевизионные передачи, записи поставленных спектаклей. В этот список включена даже песня на стихи Веры Инбер, портрет которой также вошел в коллекцию Е.А. Скаткиной. Ее автор – Владимир Высоцкий. Обо всем этом можно узнать из обширной мультимедийной части выставочного проекта (см. Путеводитель по электронной части; Перечень персоналий), существенно расширяющей смысловое, содержательное пространство экспозиции.

О Елене Андреевне Скаткиной и сейчас известно очень мало. Как слышал Максим Кишкин – родственник их соседей, Е.А. Скаткина с мужем проживала в верхней комнате того особняка, где был найден необыкновенный чемодан – в доме Остроухова (сейчас здесь Литературный музей). Сначала не было известно даже ее фотографии – и по самим приношениям, надписям на них, по личностям других героев восстанавливался образ этой женщины – тоже ее своеобразный портрет. Потом отыскались и фотографии. Мы можем видеть Елену Андреевну во время репетиций, в театре. Но все-таки и особая аура «восстановленного» портрета сохранилась. Осталось какое-то другое чувство, сформированное не зримым образом, а некими сложившимися воедино свидетельствами и представлениями.

Чем же дорог этот образ нам? Чем он дорог и удивителен Максиму Кишкину, современному молодому человеку, спасшему от забвения тот ветхий чемоданчик? Наверное, особым духом времени, атмосферой иных отношений, стилем общения: «Люди так к друг другу относились… На долгую память дарили свои портреты, вешали их на стену… Висит на стене, вспомнят всегда… Сейчас это утрачено».

Из газеты «Труд» (№ 130 от 14.07.2004): «Считавшийся утерянным архив легендарной группы «Биттлз» был найден в старом чемодане, купленном на барахолке в Австралии… Как сообщает газета «Таймс», туристу просто нужен был дешевый чемодан, для покупки которого он отправился на рынок. В купленном им потертом чемодане оказалось около четырехсот фотографий, программ концертов…Архив.. считался исчезнувшим. Теперь коллекция, видимо, будет продана на аукционе торгового дома «Кристи», специалисты которого уже признали подлинность документов».

В спасенном чемодане с чердака в Трубниках около 25 фотографий знаменитых артистов, многие из которых были известны, иные забыты, о ком-то никогда не слышали целые поколения. Выставка возвращает их нашему времени – и хотя бы немного рассказывает о времени том. «Не умирай, сокровище мое», - обращается  поэтесса Вера Инбер к своей книжке, творчеству, своему времени. И видим – их время и образ возрождается в их лицах – как неумирающий портрет незабываемой эпохи.

Найти!
ГМИИ им. А.С. Пушкина©2011 ГМИИ им.А.С.Пушкина
Использование материалов запрещено без письменного разрешения администрации.
ЗАО "Группа ЭПОС"©2011 ЗАО "Группа ЭПОС"
Разработка, дизайн
ГлавнаяПосетителямКарта сайтаКонтактыНаписать письмо
Миусская площадь, д.6 +7(499)973-43-13
Сайты Музея